96Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеСакральная ценность частей здания увеличивалась по мере приближения к алтарю. В этой градации выделяются три главных членения: нартекс, наос и алтарь. Они соответствуют трём главным членениям христианского общества: оглашённые, верные, пастыри. Одна иерархическая структура порождала другую.
90Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеКогда все утихло, он вышел из засады и взглянул на храм богини любви. Храм стоял на холме, открытый со всех сторон. Белый мрамор ионических колонн, облитый солнцем, с негой купался в лазури, и темная теплая лазурь радовалась, обнимая этот мрамор, холодный и белый, как снег, по обоим углам фронтон увенчан был двумя акротэрами в виде грифонов: с поднятою когтистою лапою, с открытыми орлиными клювами, с круглыми женскими сосцами вырезывались они гордыми, строгими очертаниями на голубых небесах. Юлиан по ступеням вошел в портик, тихонько отворил незапертую медную дверь и вступил во внутренность храма, в священный наос. На него повеяло тишиной и прохладой. Склонившееся солнце еще озаряло верхний ряд капителей с тонкими завитками, похожими на кудри, а внизу был уже сумрак. С треножника пахло пепелом сожженной мирры.
89Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеИтак, после создания идеального, с точки зрения космогонической символики, типа центрально-купольных храмов православное зодчество отступило от этой композиционной идеи и перешло к, безусловно, менее выразительному и не столь явно понятному, пространственно дробному крестово-купольному типу культовых построек. Да ведь и религиозно-догматические представления о характере Мироздания отчасти утратили свойственную античной традиции цельность. Иерархическая структура пирамидального типа была ближе «земному» мироустройству феодального общества. Этому новому взгляду в большей мере соответствовало расчленённое столпами, «ячеистое», затемнённое пространство нижнего яруса наоса и заметно отличающееся от него, сужающееся, но более светлое пространство подкупольного барабана ― «неба». Изменилась и общая символика храма, знаменовавшего собой уже не весь Космос, а лишь «земное небо», то есть часть, «кусочек» неба, воплощённого на Земле во внутреннем пространстве наоса. То, что купольный свод представляет собой образ «тверди небесной», особо подтверждается тем, что в его полусфере размещается изображение Христа-Вседержителя (Спаса-Пантократора), строго глядящего со Своих Божественных высот на суету людскую.
84Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеНо в самой византийской метрополии с VII века начал вырабатываться новый тип храмового здания ― крестово-купольный. Суть этой планово-пространственной схемы была такова. В центральной части такого храма (наосе), как правило, на равном расстоянии от стен и друг от друга возводились четыре опоры ― столпа, на которые опирался барабан купольного свода. Таким образом, пространство храма как бы делилось этими опорами на девять сравнительно равных, «перетекающих» друг в друга помещений ― «девятикамерная структура».
82Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеСегодня был седьмой день египетского месяца Фаменота, посвященный мистериям Озириса и Изиды. С вечера торжественная процессия трижды обходила вокруг храма со светильниками, пальмовыми листами и амфорами, с таинственными символами богов и со священными изображениями Фаллуса. В середине шествия на плечах у жрецов и вторых пророков возвышался закрытый «наос» из драгоценного дерева, украшенного жемчугом, слоновой костью и золотом. Там пребывала сама богиня, Она, Невидимая, Подающая плодородие, Таинственная, Мать, Сестра и Жена богов.
65Ссылка на цитату7 минут на осмыслениеПеред началом литургии верных оглашённые должны были покинуть храм. Для удобства выхода им отводилась западная часть храма. При отправлении всенощной, на которой, естественно, присутствовали и оглашённые, наступал момент, когда священослужителям надо было служить общую (с оглашёнными) «усердную молитву» ― литию. Для совершения её священнослужители шли из алтаря в нартекс (или вообще в западную часть храма) к оглашённым, где и происходила лития. На этом пути полагалось делать несколько остановок, места которых отмечались параллельными цветными полосами. Они же обозначали места для различных категорий оглашённых. В соответствии с развитием богослужения располагались и росписи: от изображения ветхозаветных сцен в нартексе ― к христологическому циклу в наосе. Развитый библейский цикл находим уже в V в. в церкви Санта Мария Маджоре. Архитектура как бы составляет мир, заселяемый христианами для участия в литургии.
Мысли великих людей обо всем
Одна из 40 000 цитат в случайном порядке
Самые популярные цитаты на сайте
Интересные и познавательные статьи
100 тысяч слов и фраз с переводом на английский
Калькуляторы для путешественника
Калькуляторы для здоровья
Математические расчеты
Калькуляторы для экономистов
Полезные генераторы
Сервисы для Вебмастеров
Точное время в 13 000 населенных пунктах
Прогноз погоды в 13 000 населенных пунктах
Долгота дня в 13 000 населенных пунктах
Расчет оставшихся дней до даты
Календарь на 3000 лет по месяцам
Места и достопримечательности по всему миру
13 000 городов на спутниковой карте
Калькуляторы на разные темы